ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Церковь в честь Покрова Богородицы (престола три: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Грузинской Божией Матери, 3) Казанской Божией Матери и Афанасия Александрийского) построена в 1774-м году, в 3атьмацкой части города в живописной речной излучине, на том месте, где Тьмака круто поворачивает на северо-восток перед впадением в Волгу. Покровские клади, через спуск соединявшие городскую часть с посадом, давно заменены мостом.

С XIX века с северной стороны храма проходил Головинский вал, защищавший Тверь от наводнений. Напоминает о нем восстановленный ныне памятник Алексею Федоровичу Головинскому – главе города, по распоряжению которого вал был сооружен. В XV веке упоминается на этом месте Афанасьевский девичий монастырь, посвященный свт. Афанасию Александрийскому. Возможно, что обитель существовала и ранее – точная дата основания ее неизвестна.

В писцовой книге 1627-1628 годов упоминается и другое название монастыря – «Афанасьевский на песку». Расцвет монастыря пришелся на XVI век, когда в нем жило до 20 монахинь. Монастырь имел владения в Кашинском, Тверском, Зубцовском и Дмитровском уездах. В 1626-м году упоминаются два деревянных храма монастыря: церковь Афанасия и Кирилла и церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1685 году монастырь был описан вновь и сообщалось, что деревянная Покровская церковь построена по указу Великого Государя Алексия Михайловича.

К 1709 году Покровская церковь стала главным храмом обители. В 1723 году монастырь был упразднен «за малочисленностью», монахини переведены в тверской Христорождественский женский монастырь, и храм Покрова Богородицы стал приходским.

Ныне существующая каменная Покровская церковь была заложена 12 июня 1765-го года, через два года после грандиозного пожара, уничтожившего центральную часть города. Строительство велось на средства прихожан и купца Григория Жижина. В 1767-м году был завершен Афанасьевский придел, а 1774-м в престольный праздник Покрова Богородицы при священнике Евлампии (Семенове) и протоиерее Алексии (Павлове) был освящен основной храм.

Одновременно с церковью была выстроена четырехъярусная колокольня. В конце XVIII – начале XIX веков была сооружена ограда с четырьмя угловыми башнями. В 1858-1860 годах при священнике Александре Тимофеевиче Городецком пристроен северный придел в честь Грузинской Иконы Божией Матери, а спустя 13 лет на средства церковного старосты Петра Буракова по проекту архитектора П.Ф. Федорова при священнике Стефане Димитриевиче Садикове сооружен новый южный придел в честь святого Афанасия и Казанской Иконы Божией Матери. В 1884­-1885 годах была построена новая колокольня.

Церковь сложена из кирпича, в цоколе и декоративных элементах использован белый камень. Тип церкви – «восьмерик на четверике». Восьмерик двухсветный, с между ярусным карнизом, так что снаружи церковь кажется трехэтажной. На восточной стороне ­ пятигранная алтарная апсида. В начале 1930-х годов колокольня была взорвана, снесена большая часть ограды. Во время Великой Отечественной войны утрачено завершение на храме. После войны здание храма использовалось как складское помещение учреждениями «Облпотребсоюза», что постепенно привело сооружение в аварийное состояние. С 1987-го года начались проектно-реставрационные работы. Восстановлена ограда с башнями. Храм и прилегающая территория (в границах церковной ограды) переданы Церкви в 1992-м году, и тогда же совершена первая Божественная литургия во вновь открытой Покровской церкви на праздник Покрова Божией Матери. Первое время служба совершалась в Афанасьевском приделе.

Фото Андрея Агафонова 1 июля 1987 года

В 1996-м году на праздник Покрова Божией Матери Высокопреосвященнейший Виктор в сослужении духовенства города Твери освятил Престол в приделе Грузинской Иконы Божией Матери, а первая литургия в реставрирующемся центральном Покровском престоле была совершена на праздник Рождества Христова 2000-го года. И в это же время было совершено освящение придела во имя Казанской Иконы Божией Матери и святого Афанасия Великого, архиепископа   Александрийского.

В настоящее время храм полностью расписан, работали мастера-иконописцы под руководством Андрея Запрудного. Иконостас Грузинского придела выполнен в древневизантийском стиле с имитацией резьбы под камень (Грузинский мотив), покрашен в бело-кремовый цвет. Иконы здесь также выполнены соответственно эпохе начала XVII века. Большую часть иконописных работ осуществила Тамара Яковлевна Козлова, одна из первых учениц школы А. Запрудного.